Классному руководителю

Классному руководителю

 

 

 

1. Педагог, выполняющий функции классного руководителя – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.

2. Педагог, выполняющий функции классного руководителя в 1-11 классах назначается приказом директора школы из числа учителей.

3. Координацию деятельности педагогов, выполняющих функции классного руководителя, осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

4. Педагог, выполняющий функции классного руководителя, отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

5. Свою деятельность педагог, выполняющий функции классного руководителя, осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом учреждения образования.

6. Педагог, выполняющий функции классного руководителя, в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.

7. Основными требованиями к работе педагога, выполняющего функции классного руководителя, являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

8. Основными принципами работы педагога, выполняющего функции классного руководителя, являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.

9. Работа педагога, выполняющего функции классного руководителя, подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.

Классному руководителю

10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы:  индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями и т.д.

Классному руководителю

Обязанности классного руководителя:

Педагог, выполняющий функции классного руководителя,  обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:

— осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.

— координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;

— организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;

— участвует в работе педагогических советов по итогам четверти;

— ведет индивидуальные карты учащихся класса;

— создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;

— осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;

— отслеживает эмоциональное состояние класса, внеурочную деятельность учащихся:

— готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование воспитательной работы в классе с учетом различных направлений.

— организует внеурочную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;

— участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;

— организует каникулярную деятельность в классе;

— способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;

— содействует получению дополнительного образования учащихся через систему объединений по интересам, секций, клубов и т.д.

—  организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских лекториев;

— информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;

—  организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;

—  организует награждения родителей учащихся;

—   организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;

— организует работу класса во время трудовой практики;

— организует уборку классных помещений, дежурство класса по школе;

—  соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися; 

— реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;

—  отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;

—  своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;

— выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;

— обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;

— регулярно повышает свою квалификацию;

—  участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;

— проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;

— участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.

 

Классный руководитель имеет право:

— контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

— получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

— участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.

—     выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.

— добиваться условий для реализации своих функций.

— приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.

— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.

— вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.

— приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.

— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.

— защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.

 

1.Методические рекомендации

*Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний и Дню белорусской письменности
*Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования
*Приложение № 1. Единый день информирования для обучающихся учреждений образования в 2018/2019 учебном году
*Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
*ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»
*ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, КУРСАНТОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ (инструктивно-методическое письмо)
*Рекомендации по подготовке и проведению празднования 100-летия ВЛКСМ
*Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 2016 году»
*Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм ПОЛОЖЕНИЯ о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
*Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»
*Приложение № 1 О проведении информационных и классных часов
Тематика информационных часов для учащихся IX — XI классов
*Приложение № 2 Нормативные правовые документы и методические рекомендации (письма), принятые в 2017-2018 гг.
*Приложение № 3 Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат 
*Приложение № 4 Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования 
*Приложение № 5 Перечень учебных программ факультативных занятий воспитательной направленности, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования

Планирование воспитательной работы в классе и её учет

Рекомендации по организации деятельности классного руководителя

Примерная структурная модель ведения документации регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования

Методические рекомендации: Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования

Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»

2.В помощь классному руководителю

Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. 5 класс


Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. 6 класс

Классный час играючи. Выпуск 1.

Классный час играючи. Выпуск 2

3.Статьи по теории и практике воспитания

Игровая зависимость подростков: сущность проблемы и пути ее преодоления

Профилактика домашнего насилия

Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике

Предупреждение вредных зависимостей у школьников: нормативно-правовое и научно-методическое сопровождение

Школа для родителей: профилактика употребления курительных смесей

Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования

Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе

Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий

Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде

Технологии воспитания: сущность и проектирование

Воспитательная и идеологическая работа в современных условиях (опубликовано: Якжик, В. В. Воспитательная и идеологическая работа в современных условиях / В. В. Якжик // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 5. – С. 3–9)